28 панфиловцев. Отзыв. (+16)

Часто писал отзывы на ту или иную книгу. Однажды даже довелось отозваться о синих пластиковых бочках. Но про кино как-то не сложилось.  Так что не обессудьте.

Дело в том, что для написания рецензии нужно понимание, определенные знания и немалый опыт. Отзыв же – только впечатления. Но «букаф» будет много.


28 ПАНФИЛОВЦЕВ.  НАЧАЛО

Отечественный зритель «в годах» уже привык, что российское кино о войне, да и вообще о любой исторической теме, касающейся нашей многострадальной Родины –  это отборное, густо замешенное дерьмо. Год от года, от фильма к фильму на наши головы «творцы» вываливают его с завидным постоянством и к каждой удобной дате. Годовщина начала войны – нате, годовщина Сталинградской битвы – жрите . Годовщина Победы – подавитесь.

Зритель же помоложе искренне не понимает, о чем идет речь.  Вот Сталин -маньяк, вон русские алкаши, там культурыне немцы в красивой форме. Вот наши в говне и грязи, вот тут НКВД всех расстреляло. А разве может быть иначе? Это ж кровавая гэбня.

Может. И должно быть. Первым фильмом, прорвавшим  историческую блокаду вокруг самого сокровенного события нашей истории стала для меня «Брестская крепость». Фильм от наших «создателей» спасли белорусы, спасибо им за это.

И вот в 2013 году попалась на глаза заметка, что команда энтузиастов  хочет снять фильм про подвиг 28 панфиловцев, тизер прилагался. Я его посмотрел. Уже там была хорошая музыка и интересные ракурсы. А главное – наш воин  хоть и мельком, хоть и сзади, но показан героем. С волей, характером, силой и духом. Удивительно. Особенно на фоне «Утомленных солнцем-2».  Команда тогда собирала средства, чтобы снять пару минут фильма и идти с ними в поисках спонсоров. Тогда я и отправил свой скромный вклад в общее дело. Что было дальше – все знают. Сборы превзошли все ожидания. Средства были оперативно собраны. Работа началась.

В это время я не завидую команде, работавшей над фильмом. Успех подобных сборов – это не только успех, это настоящая игра ва-банк. Именно здесь решается твоя судьба, как режиссера, продюсера и сценариста.

Вот к примеру Н.С. Михалков.  7 лет рубил бабло снимал кино за гос. счет.  Снял такую мерзость, что одни воспоминания о ней вызывают приступы тошноты. Результат – полный провал. И что дальше? Понес ответственность? Кабы не хрен.  Деньги дали, деньги освоили. Сидит дальше с напыщенным видом, учит жизни.

Здесь же команде Шальопы предстояло сдавать экзамен. Провалишься и не справишься – это крест на всей карьере.

Шли года, шли съемки, мы ждали, волновались, помогали чем могли – даже один репост и тот был тем кирпичиком из которого строилось здание успеха.

И вот 24 ноября 2016 года фильм родился.

28 ПАНФИЛОВЦЕВ.  ПОДВИГ

Подвиг 28 панфиловцев – это тоже кирпичик. Именно из тысяч таких подвигов ковалась Победа. Цену и значение этой Победы мы даже спустя 75 лет не осознали.  26 миллионов погибших — это просто чудовищная цифра. Такого не знала за всю мировую историю ни одна страна и ни один народ. Если всех погибших положить в одну линию, то она обогнет весь Земной шар. Попробуйте это представить. И одним из эпизодов этой Величайшей битвы и стали 28 панфиловцев.

И фильм именно об этом. О жизни, о Родине, о смерти, хоть  авторы это и отрицают.

СЦЕНАРИЙ И СЮЖЕТ.

Фильм о подвиге получился именно таким, каким и обещали создатели. Он абсолютно, даже излишне аполитичен. Его сценарий не похож на пьеску для студенческого театрального фестиваля. Здесь нет спекулятивных театральных приемов, нет надрывных воплей с выпученными глазами, нет пафосных речей со взглядом на рассвет, нет любовных линий. Нет пошлости, нет моральной грязи. Он предельно прост и ясен, как жизнь и смерть. Здесь есть люди, и есть Земля которую надо защитить во что бы то ни стало.

Весь фильм — это один бой и подготовка к нему. Совершенно внезапно зритель узнает что война – это тяжелая работа. Это тренировка, учеба, оборудование позиций, а сам бой – лишь финальный этап.

Нормальные люди.

Да, впервые в эпоху демократической России воины Красной армии — это нормальные люди. Живые, с юмором, самые обычные парни и мужики, собранные со всей России и не только. У них ясная речь и светлые лица.

Кадры и работа оператора

Низкий тебе поклон оператор. Таких ракурсов, такой съемки в нашем кино еще не было. Каждый кадр фильма поставлен и выверен на твердую пятерку и являет собой готовый постер. Жми стоп-кадр и отправляй на принтер. При всей красоте и гармоничности картинка ни в коей мере не выглядит постановочной, что вызывает настоящий восторг.

Апофеозом операторской работы для меня стал финал сражения, когда бойцы пристегивали штыки, а над окопами показались головы немцев. Вот тут было страшно. Мурашки бегали по коже.

 Звук

Опять-таки впервые. Каждый звук яркий и сочный. Если выстрел, то это выстрел, если взрыв – то взрыв. Реализм потрясающий. Благодаря звуку и оператору танки стали танками, то есть машиной, которая идет на тебя с одной только целью – убить. Леденящий душу лязг гусениц, рев моторов, грохот выстрела, шелест осыпающейся земли вперемешку с пугающей тишиной – действительно страшно. Когда впервые в темноте ночи танки запустили моторы, то моя супруга даже вздрогнула со страха. А одиночный выстрел из винтовки по вражескому самолету-разведчику? Вы слышали где-нибудь столь правдоподобный звук, который действительно прозвучал в кинозале как выстрел?

А полет самого разведчика над полем? Звук его мотора и тишина промозглого ноябрьского поля, серое небо и 2 бойца, понимающие что где-то там за деревьями на них идет смерть. Даже эта незамысловатая ситуация вызывает неподдельные эмоции.

Техника и Бой.

Достоверность на грани кинодокументалистики. Форма, инструмент, оружие, патроны, снаряды, гранаты, снарядные ящики, погоны, лопаты – все полностью соответствуют той  эпохе. Если вы посмотрели фильм и увидели, что там де петлица не так приколота – то Вы долбанный задрот и мне Вас жаль.

Достоверность не только в реквизите, но и в событиях. Никто до этого не показывал, как надо оборудовать липовые позиции, как правильно выставить орудие, как выбрать позицию для пулемета, каким должен быть окоп. А главное – зачем все это делать. Лейтенант в лице Шальопы мне напомнил А.В. Суворова, который делился опытом и знанием с солдатом, был для них авторитетом и вторым отцом. Зрителя позабавит ребячество бойцов с макетом танка,  но каждый понимает, что все это для дела, что эта «игра» может спасти жизнь.

Будучи курсантом, я ненавидел рыть окоп. Хоть и делали это всего пару раз. Здесь же ты понимаешь, что в минуты боя его глубина – это твоя жизнь.  Вообще фильм должен стать обязательным к просмотру для всех курсантов всех военных ВУЗов.

Смысл фильма и послевкусие

Из оригинальных мыслей мне запомнилось то, что за Родину надо не умирать, а жить. Жить любой ценой. Что толку Родине в твоей смерти? Кто ее защитит, если тебя убьют?

Фильм этот наглядно показывает благодаря кому и чему мы все живем. Он показывает, что наши деды – это и есть мифические титаны, что их дух, воля  и сила спасли не только Родину, но и весь мир. Нам не нужны придуманные герои и высосанные из пальца истории. Мы действительно великий народ, совершивший великий подвиг. Что земля по которой мы ходим пропитана за столетия пропитана кровью предков. Низкий поклон всем павшим.

Обращение к творческому коллективу

Я намеренно не хочу выделять никого из команды, создавшей этот фильм. Вы, как и 28 панфиловцев – все герои, каждый по-своему. Ваша работа позволила подумать, поразмыслить, побывать в мерзлом окопе, заглянуть в лицо смерти и почувствовать счастье жизни.

Поэтому от меня лично и от лица всех зрителей спасибо Вам.

Слышали бы Вы сколько аплодисментов сейчас раздается в кинотеатрах после каждого сеанса.

Искренне верю, что Ваш творческий коллектив сделал только первый шаг и мы еще не единожды будем с замиранием сердца смотреть на большие экраны. Наша страна богата на историю и подвиги. Сколько их еще не увековечено – не знает никто. Так что в добрый путь.

Чего в фильме нет.

Грязи, лжи,  абсурда и фальши.

Идти ли?

Нет. Не идти, а бежать, прихватив всех друзей и родственников.

Ответа критикам не будет.

Глупости про «недостаток драмы», «отсутствие любовной линии», «немцы тоже люди и где-то по мужественному Гансу грустит одинокая фрау» оставьте себе.


Запись опубликована в рубрике Культура с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *