Зачем нужен АИ-100? Или что такое октановое число…

АИ-100

Свершилось великое событие. На российских заправках появился бензин марки АИ-100. Тысячи заинтересованных автовладельцев решили попробовать и залили это чудо. Результат? А никакой. Народ решил, что его в очередной раз обманули. На самом деле так и должно быть. Давайте разбираться.

Что такое октановое число? (Когда запуталась даже Википедия)

Ответ на вопрос прост – это характеристика детонационной стойкости бензина. А вот дальше начинается интересное – что такое детонационная стойкость бензина?

Пишет википедия:

Детонационная стойкость — параметр, характеризующий способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. 

Разумеется, это неправильно. Правильный вариант:

Детонационная стойкость – параметр, характеризующий способность топлива противостоять детонации.

Ошибка википедии в отождествлении понятия детонация и самовоспламенение. В реальности это абсолютно разные понятия.

Объясняю на примере аналогии.

Представьте себе, что вы  решили затопить самую обычную печку. Принесли дровишек, положили их в топку, развели огонь. Все очень мило – огонь горит, поленья потрескивают, языки пламени пляшут,  урчит довольный котик.

Со временем вы задумываетесь, а как получить побольше тепла от печки? Самое разумное – кидать побольше дров. Но, оказывается, дрова стоят денег. И вы начинаете думать. Со временем приходит мысль не дров кидать больше, а сделать их горение более  более эффективным?  Чтобы потери были поменьше, а тепла в дело шло побольше. Оказалось можно – топку надо сделать герметичной, и создать в ней повышенное давление. Переделали печку – все работает. Дров жгете столько же, а тепла получаете больше.

Но тут – происходит нечто невероятное. Сосновые полешки вместо того чтобы гореть – взрываются к чертям. Дверца у печки отлетела, с шестка спрыгнули кастрюли, кот в ужасе убежал, горящими углями засыпан пол, а сама печка дала трещину – вы в ужасе мечетесь по дому, заливая угли и думаете – что за херня произошла?  А это произошла детонация.

Развернем аналогию : печка – это мотор, дрова – бензин.

Подытожим: горит — все хорошо и все довольны, взрывается — никто не рад.

Визуальное подкрепление:

Именно так и было у инженеров в 60-х годах, когда они создавали мощные моторы. Стоило только для эффективности поднять давление в камере сгорания (степень сжатия), как бензин в цилиндрах уже не горел, а взрывался, разнося мотор к чертям.

Детонация в двигателе

Детонация в двигателе

Начались эксперименты. Цель была такая – сделать такой  бензин, чтобы его можно было и нагревать и сжимать и при этом оно не детонировало, а горело.

Оказалось, что разные виды топлива имеют разную склонноть к детонации – какие-то позволяют себя сжимать и греть, какие-то при этих условиях уже детонируют.

В 1927 году ученый Грехэм Эдгар предложил условную шкалу, где за «ноль» была взята склонная к детонации смесь воздуха и «нормального-гептана», а за «100» — практически не склонная к детонации смесь воздуха и изооктана (последнюю жидкость он заодно сам тут же и синтезировал). Жидкости были примечательны тем, что помимо полярных свойств детонационной стойкости, были и крайне близки по свойствам: кипят при близкой температуре и имеют почти идентичную плотность.

С тех пор жидкое топливо при помощи специальных установок проверяется на склонность к самоподрыву и сопоставляется со шкалой, придуманной ученым еще в 1927 году. Результат этого сравнения и есть те цифры, которые мы видим на заправке ежедневно. Именно они определяют сейчас сортность бензина.

В процессе развития двигателестроения и повышения мощностей моторов, а главное их эффективности (большая мощность при том же количестве затраченного топлива) степень сжатия непрестанно повышалась, дойдя до современного уровня. Следом за СЖ требовалось все более и более стойкое к детонации топливо. И сегодня картина такая, что используемые бензины достигли ОЧ 92, 95, 98 и даже 100.

Выводы:

  1. Бензин АИ-100, АИ-98 и АИ-92 это один и тот же бензин. Между их физическими свойствами нет разницы. Они при той же температуре горят, имеют такую же калорийность (теплотворная характеристика топлива), имеет такую же плотность, только взорвать его сложнее.
  2.  Если у Вас мотор спокойно катается на 95-м и работает нормально, то есть не происходит детонации, смысл заливать 98-й и выше полностью отсутствует. Только потратитесь зря. Никаких прочисток, никакого прожигания и никакого избавления от нагара. Все прочие характеристики и параметра топлива одинаковые.

Примечание:

Современные моторы оснащены датчиками детонации — если происходит детонация, то  датчик душит двигатель и не дает ему нормально работать – так он пытается сохранить мотор в целостности. Поэтому ненормальная работа мотора рассчитанного на 95-й, когда в него залили 92-й воспринимается автовладельцем  как «плохой бензин» или «бензин на котором не едет». Владелец заливает 98-й – и о чудо ! Машина поехала!
Отсюда делается ошибочный вывод – выше ОЧ больше мощности. Это дурь.

Если ОЧ неправильно выбрано мотор попросту нормально не едет, происходит детонация в цилиндрах, датчик ее чует и душит двигатель.  А если ОЧ правильно подобрано, то авто едет так, как надо. А если ОЧ еще поднять, (зальем-ка 98-го), то результат уже нулевой. Здесь важен порог, а не абсолютное значение. Нужно ДОСТАТОЧНОЕ, а не САМОЕ ЛУЧШЕЕ.

Так надо ли 98-й и 100-й?

Да, если у вас есть турбина, СЖ больше 10,5 или же вы любите «тапку в пол» (именно в этот момент наиболее вероятна детонация.

Во всех остальных случаях нет.

Натурный эксперимент

П.С. Ребята попробовали. Заезды на БМВ М3. Тип заезда – дрэг.

Результаты:

Очевидно, что отличие на уровне погрешности. Даже на одном и том же бензине результаты бы отличались аналогичным образом, ибо невозможно несколько заездов приехать в одно время с точностью до сотых долей секунды.


Запись опубликована в рубрике АВТО, Для размышления с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *