Немного правды про номинал заливки масла

Что такое «номинальный уровень масла»? Почему он такой точный? Можно ли перелить/недолить?

Уровень масла

Сперва небольшое отступление. Или почему масло надо менять.

Основная причина старения масла – температура и накапливание продуктов сгорания бензина, которые просачиваются в картер и насыщают собой масло.

Наибольшую тепловую нагрузку масло испытывает в зоне поршневых колец.

Температура там достигает  320 градусов, а в турбомоторе и того больше. А масло подается через форсунку под давлением аккурат в раскаленное днище поршня.  Разогревшись до таких температур масло стекает в картер и остывает до 90-100.

Напомню также школьное уравнение Аррениуса: при температуре свыше 70 градусов скорость химических реакций удваивается на каждые 10 градусов. То есть при 80 градусах масло окисляется в два раза быстрее, чем при 70, при 90 – еще в два раза быстрее и так далее.

Волне логично, что чем больше масла в картере – тем дольше оно проживет, ибо дольше будет «холодным» в картере и реже попадать в зону поршневых колец.

Так же и с насыщением продуктами сгорания:  чем больше масла – тем больше грязи оно в себе удержит.

Номинал заливки от производителя – это баланс между экономией производителя (клепает сотни тысяч авто в год) и потребностью обеспечить жизненный цикл масла от ТО до ТО. Грузовикам вообще меняют масло раз в 50 000км и даже реже. И достигается это именно объемом масла (30, 40 и даже 60 литров). Ибо на легковых авто ТО – это доход, на грузовых – неудобство, ибо вместо рейса и заколачивания бабок,  машина простаивает на СТО.

Призрачность и абсурд точной заливки в соответствии с номиналом хорошо видна на этой картинке:

min и max – это как раз уровни по щупу. Если кто-то сможет объяснить и при этом не заржать в чем опасность отклонения от этих уровней буду очень признателен.

Еще одной бедой современного автовладельца является неправильное представление о строении масляной системы.

Почему то многим кажется, что движущийся коленвал плещется в масляной ванне, под названием картер. И давление масла – это и есть давление в картере.

В реальности же масляная система выглядит так:

Красным цветом обозначены масляные магистрали. Именно в этих тонких масляных каналах и создается давление. По ним масло под давлением подается лишь в пару «кулачок распредвала-толкатель клапана», во вкладыши коленвала и дальше в днище поршня. Все. Больше нет нигде давления масла. Все остальное смазывает только брызгами. Как только масло выходит под давлением из магистрали оно попадает куда надо и преспокойно самотеком стекает в картер, который является всего лишь масляным хранилищем. Там его подбирает насос и вновь закачивает в тонкие магистрали.

Аналогия:

Вы бросили в колодец садовый насос и поливаете из шланга огород. постепенно вода будет стекать в колодец. Давление воды у Вас будет только в шланге, а не в колодце. Так вот колодец – это картер, с насосом все ясно, а шланг – это и есть масляная магистраль под давлением.

То есть если масляный насос создает нормальное давление, то двигатель смазывается как надо. Если насос хватает воздух и не создает давление – начинается масляное голодание. Нет никакой связи с уровнем масла в картере. Его либо достаточно и все смазывается хорошо, либо недостаточно и все плохо. На наше счастье есть лампа аварийного давления масла. Пока она не горит – все хорошо и беспокоится не о чем и глубоко пофигу что там на щупе.

Таким образом, для легкового автомобиля реальный минимум картерной заливки определяется тем, что насос начнет хватать воздух и в результате не создастся требуемого давления в системе. В цифрах – меньше 1 литра.

 Максимум же ограничен коленвалом. Он ни в коем случае не должен доставать до масла. Иначе столь мощный миксер непременно наделает беды. В цифрах – 2 номинала. То есть в легковой автомобиль с мотором около 2-х литров можно безопасно лить от 1 литра, до 8-ми (разумеется на конкретном моторе цифры могут гулять). Владельцев же, которые отсасывают специальным приспособлением (да еще и за деньги) 200 грамм перелитого масла, искренне жаль.

Несмотря на то что многие наши автовладельцы испытывают благоговейный трепет перед точным номиналом заливки, сами производители двигателей относятся к нему наплевательски.

Позволю цитату

про моторы БМВ:

1.Распространенные «N46» раньше просили номинала 4,25, сейчас — 4 (четыре?!), но максимум обычно наступает при 5 л, сколько и рекомендую заливать в этот мотор.
2.По N52/M54 раньше официально просили о 6,5 л, сейчас (сравните с п.1) рекомендуют положенные 7 л.

3.N63 просили немалые 8 л, сейчас запасливо увеличили норматив до впечатляющих 9 л. Ну вот просто так: взяли и увеличили норму на литр.

Картер, разумеется, остался таким же, каким и был. Три из четырех упомянутых моторов — безщуповые. То есть, максимум индикаторной шкалы будет зависеть от версии прошивки (коих за много лет сменилось немало).

Короче: путаница с объемами портит нервы работникам склада, слесарям и особо умным владельцам. Для безщуповых моторов «максимум» формально заивисит только от версии прошивки. Мозги уровень масла интегрируют, «кубики» на прошивке скачут (а есть же еще и «аналоговые» шкалы «без кубиков») или отображаются с большим запаздыванием.

Особенно веселят любители точного номинала, которым попался современный мотор, в котором уровень масла бывает двух видов «ОК» или «Долей литр». Вот такая точная норма. +/- литр. Как тут отсосать 100 грамм — еще та загадка.

 

 


Запись опубликована в рубрике АВТО с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *